Цветовой круг и правила сочетания цветов

1392881953_color-wheel-2 копияЦветовой круг - то азбука и основа основ для тех, кто желает прикоснуться к творчеству и дизайну. Данный инструмент был разработан И.Иттеном в помощь начинающим художникам. С помощью такой упрощенной модели очень удобно изучать правила гармоничного сочетания цветов. В основе круга три цвета: красный, синий и желтый — наш фундамент. Все остальные  получены путем их смешения: союз красного и желтого дает оранжевый; желтого с синим – зеленый; синего с красным – фиолетовый. Такие цвета называются вторичные. Дальше смешиваются красный с оранжевым – в сумме получается красно-оранжевый; желтый с оранжевым – желто-оранжевый; желтый с зеленым – желто-зеленый и т. д. Это будут уже третичные цвета.

Рассмотрим также характеристики цвета.

types_of_colorsВ центре круга чистые, истинные цвета, цвета радуги. Данные спектральные цвета не разбавлены ни одним другим цветом, ни с чем не смешаны (Hue/Pure Colors). Например, для красного это цифра 4, для оранжевого 20, для желтого 36 и тд по радиусу. Дальше к ним постепенно начинает добавляться белый, концентрация которого постепенно увеличивается. Чем больше белого добавляется, тем больше каждый цвет размывается. Например, красный через цветочные оттенки уходит в бледно-розовый — так мы получаем оттенки (Tint). Дальше по направлению к цифре 3, к красному начинает добавляться серый. Красный через ягодные, винные, шоколадные оттенки уходит до кофейного - формируется тональность (Tone). При добавлении к чистым цветам чёрного получим тень (Shade)так чистые цвета станут темнее.

И так каждый оттенок. Каждый лучик – это растяжка одного цвета от самого светлого его оттенка, до самого темного оттенка.

Такова концепция цветового круга. Правила гармоничного сочетания цветов одинаковы для всех цветотипов, только применяются к своим цветам. Для весны – к весенним, для лета – к летним, для зимы – к зимним и т. д.

ПРАВИЛА ГАРМОНИЧНОГО СОЧЕТАНИЯ ЦВЕТОВ

clr4

Правило № 1. Монохромная гармония (сочетание оттенков внутри одного цветового лучика)

Внутри одного лучика мы можем использовать любые оттенки. Несмотря на то, что здесь используется всего лишь один цвет, создать действительно стильный комплект на основе монохромной гармонии довольно сложно. Нужно суметь использовать оттенки умело и не превратить интересную идею в унылый или грубый образ.

Например, мы можем взять черный (он, а также белый и серый, является ахромом, не учитывается в цветовых сочетаниях, как еще один цвет, и сочетается в теории со всеми цветами) и красный. Казалось бы, все по правилам, но получается весьма агрессивное и грубое сочетание, которое подойдет единицам. Либо, можно взять несколько светлых оттенков оранжевого и у нас выйдет довольно бледная и скучная картинка…

Подсказка: Если хотите, чтобы комплект выглядел оригинально и не скучно — «поиграйте» с фактурой тканей, соедините между собой разную, и тогда получится очень модный и стильный образ.

Пример: шоколадные брюки + блуза цвета лепестка розы или шоколад + малиновый; темно-синий (джинсы) + голубой (трикотаж).

4b5042c82d05e8e634b5cdd7ef09f89b

Правило № 2. Противоположная гармония (сочетание оттенков внутри лучиков, расположенных напротив друг друга)

clr10clr12

В данном сочетании главное правило — аккуратность и правильная дозировка. Если мы создаем образ на основе этой гармонии, то используем следующие подсказки:

1. В случае, если берутся яркие оттенки цвета, то один будет основным (например, платье), а противоположный — акцентом (например, туфли). Два ярких цвета не должны быть равны по пропорциям.

2. Если используем более приглушенные оттенки цвета, то их пропорции можно увеличить и спокойно надеть голубую блузку и горчичную юбку.

3. Если один цвет яркий, а второй приглушенный, то можно пойти и по первому пути и по второму, все зависит от образа и вашей смелости (например, ярко-коралловое платье и мятный жакет или, вместо жакета, туфли и украшения).

4. Не стоит слишком буквально воспринимать правило, используйте оттенки, ведь то, что нарисовано в цветовом круге можно разбить еще на тысячу оттенков, поэтому любое сочетание относительно.

Пример: синее платье + пудровые туфли и сумкой.  Брюки цвета шартрез + светло-сиреневая блузка.

6584460-cart7-650-bf1209f846-1484642152

Правило №3. Родственная гармония (лучики рядом, в обе стороны).

clr7clr9

Подсказка: Когда сочетаете цвета не обязательно брать один оттенок одного цвета и один оттенок второго. Можно взять несколько вариантов. Например, ярко-желтую юбку мы можем сочетать с неоновым оттенком желтого, главное, одна вещь должна быть основной, другая — акцентом. Не надо себя ограничивать узкими рамками, внутри каждого цвета существует множество прекрасных оттенков, которые дают удивительные сочетания между собой!

Пример: розовый + сиреневый, синий + сиреневый, темно-синий + цвет  мятного мороженого.

1fb6334e4b9c79646f20179f7d42c2a4

Правило №4. Треугольник.

clr15

Мы рисуем внутри круга равносторонний треугольник. Получается, что наш комплект будет состоять из трех цветов, и в данном деле главное — не увлечься интенсивностью этих цветов. Чтобы комплекты выглядели изысканно и модно к этому правилу отлично подходят подсказки из правила №2.

Например: Голубое платье + шоколадные босоножки, фиолетовое платье + охра сумка. К номеру 28 (оранжевый) можно подобрать из красно- фиолетовой гаммы (номера 91, 90 – более глубокие оттенки) или можно пойти в другую гамму и взять затемненную березу (номера 57, 58). Если у вас темно-синее платье (номер 75) спортивного стиля – к нему подойдет оранжевая сумка. Свекольный оттенок + терракота. 

14197560-color-001-500-a542d8629a-1484580065

Правило №5. Через два цвета на третий.

Выбираем любой лучик (и это будет первый цвет) и от него шагаем по соседним лучикам в любую сторону два раза, третий лучик и станет следующим цветом.

Синий 66, 67, через два на третий – это 90, 91 по шкале.

Правило №7. Сочетание с принтом, рисунком на ткани.

Почти все приведенные примеры являются одноцветными, то есть отдельная вещь — отдельный цвет. Такие комплекты собирать сложнее, потому как надо соблюдать правильные пропорции. Если же одна из вещей с узором, который создан по правилам сочетания цветов, то вторую, третью вещь выбирайте по следующим подсказкам:

  • если основная вещь яркая и узор собран по нескольким правилам (то есть сочетает в себе от трех цветов и более), то подбирайте аксессуары по цвету, наименее представленному в основной вещи. Пусть, например, платье притягивает к себе взоры, а все остальное лишь дополняет образ. Но, если подбирать все одинаковое по интенсивности цвета, то взор будет переключаться с одной вещи на другую, вас же могут просто не заметить…
  • если узор основной вещи не яркий, не многоцветный, то у вас гораздо больше возможности сделать свой образ интереснее за счет дополнительных акцентов.c34e9cc651cb1c95e146642531b01d15
  • если одна из вещей в комплекте с узором (например, блузка), то дополнительную вещь (например, брюки) можно выбрать цветом, наименее ярко представленным в первой вещи, а третью вещь (например, жакет или кардиган) наоборот, выбрать цветом, наиболее ярко представленным в узоре, но максимально приглушить его. Тогда все три вещи будут разного цвета, но при этом ни одна не заглушит другую и не превратит комплект в клоунский.
  • можно также собирать комплект по правилу противоположных цветов, т.е. мы выбираем дополнительные вещи не из тех цветов, что есть в узоре, а из противположных цветов. Это довольно сложный вариант, но его можно начать пробовать на простых комплектах.
  • если узор необычный, яркий и не требует дополнительных акцентов, то остальные вещи можно выбирать нейтральных оттенков. Например, если узор создан из «холодных» оттенков, то нейтральным цветом прекрасно послужить стальной серый, а если из «теплых», то нейтральным цветом будет слоновая кость или топленое молоко.

cd8a12e8050f68ccb945dab40f733108

ПРОПОРЦИИ
При комбинации двух цветов, наилучшими являются пропорции:

  • 60% + 40%
  • 75% + 25%
  • 80% + 20%
  • 90% + 10%

При использовании трех цветов: 70% + 20% + 10%

  • 65% + 25% + 10%
  • За 100% берется площадь всего объекта.

САЙТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ЦВЕТОМ:

This entry was posted in Статьи, Теория стиля. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>